Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

Главный закон об ОСАГО

Основным законом, регулирующим отношения между сторонами, а также весь процесс страхования автомобиля и его последствия, является № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Общие положения данного закона, номер 40, определяют, что такое транспортное средство и кто несет за него ответственность. Это не только непосредственный владелец, но и лицо, управляющее транспортным средством по договору аренды или доверенности. Закон также определяет, кто считается пострадавшей стороной и кто виноват в случае аварии. Кроме того, существует понятие отправки автомобиля на ремонт и прямого возмещения ущерба. Все это регулируется статьей 1 Федерального закона № 40; кроме того, общие понятия определяют, кто является страховщиком, а кто — страхователем.

Статья 1 (8) и (9) Закона № 40-ФЗ

Помимо Федерального закона «О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ответственность владельцев транспортных средств регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными актами, издаваемыми в соответствии с законом местными и федеральными органами власти.

Согласно ФЗ-40, основными принципами ОСАГО являются гарантия возмещения ущерба всем пострадавшим и создание финансового стимула для участников дорожного движения соблюдать правила дорожного движения. Согласно статье 3 ФЗ-40, на территории нашей страны нельзя перемещать и использовать автомобили, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО.

Пункт 3 статьи 3 Закона № 40-ФЗ

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2021 года

Самым важным законом, регулирующим гражданскую жизнь нашего общества, является Федеральный закон № 40 от 25.04.2002. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который определяет правила и условия урегулирования возможных споров между участниками дорожного движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Ущерб имуществу, физическому или моральному здоровью, причиненный транспортным средством, виновник аварии обязан устранить в соответствии с действующим законодательством о страховании ответственности.

Законодательный орган регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, в соответствии с существующими особенностями момента и требованиями граждан. Например, сейчас в силу вступила формулировка от 28.04.2017, предыдущие настройки потеряли смысл.

Основная идея закона — запрет на управление транспортным средством без полиса страхования гражданской ответственности. Владелец автомобиля понесет штраф, если отсутствие страховки будет обнаружено во время проверки на дороге. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должна быть компенсирована страховым возмещением по обязательному полису ответственности перед третьими лицами.

Основные правовые положения Закона об обязательном автостраховании TPL:

  1. Все описания и положения приведены для наилучшей защиты интересов пострадавшей стороны.
  2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить ущерб, причиненный участникам аварии.
  3. Действия виновника определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны строго соблюдаться.

Все споры должны решаться в суде по требованию стороны, участвовавшей в аварии, или страховой компании. На практике большинство споров возникает между страхователем и страховщиком по поводу размера компенсации. Если жертва аварии получит реальную компенсацию в виде ремонта, качество договоров страхования поднимется на более высокий уровень.

Наличие полиса должно проверяться инспекторами ГИБДД, которые составят административный протокол, если у водителя нет страхового полиса. В настоящее время готовится федеральная база данных страхователей, которая позволит получить информацию о наличии полиса для конкретного водителя. Оперативная работа по проверке доступности политики будет возложена на отдельную государственную структуру.

Для получения полиса гражданской ответственности водитель должен иметь действующую диагностическую карту. За отсутствие полиса предусмотрено административное наказание:

  • в случае просроченного страхового полиса 1 тысяча рублей;
  • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
  • управление автомобилем водителем, на которого не распространяется действие полиса 500 руб.

Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным правонарушениям, поэтому законодатели рассматривают возможность повышения финансовой ответственности за отсутствие полиса. Необходимо найти эффективное решение, когда отказ от приобретения страховки ставит в невыгодное положение участников дорожного движения.

Изменения в 40-ФЗ для ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Изменен срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней с момента подачи заявления о транспортном средстве, теперь — в течение 5 дней с момента подачи документов о страховом случае.
  2. Существовал запрет на проведение независимых экспертиз, которые часто были необъективными и защищали интересы одной стороны. Вопрос об экспертизе третьей стороны решается судом при возбуждении судебного дела.
  3. Срок для возражений на запросы страховой компании увеличивается вдвое — до 10 дней.
  4. Полисы, выданные с 1.09.2017, имеют срок действия 1 год, не менее.
  5. Естественная компенсация нашла свое применение в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт производится на лицензированных станциях технического обслуживания, а страховщик выделяет средства на замену компонентов и восстановление автомобиля до прежнего состояния. При заключении договора автовладелец имеет возможность ознакомиться со списком прикрепленных гаражей. Подписывая договор, владелец автомобиля соглашается на их использование.
  6. Лимиты выплат по европротоколу были увеличены до 100 тысяч рублей вместо прежних 50 тысяч. Покрытие расходов на ремонт на СТО составляет 400 тысяч рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе оговорены ситуации, в которых страховое возмещение предоставляется в денежной форме, а не в виде ремонта.
Читайте также:  Что будет с полисом ОСАГО, если не оформил диагностическую карту до ноября?

Для того чтобы отказаться от ремонта и получить денежную компенсацию, должны быть соблюдены определенные условия. Такие исключения включают случаи, когда:

  • Срок ремонта может быть гораздо больше одного месяца, согласно официальному отчету магазина;
  • в случае полного уничтожения транспортного средства и невозможности его восстановления в прежнем состоянии;
  • в случае дополнительного соглашения, указанного в договоре страхования;
  • если владелец является инвалидом и хочет получить денежную компенсацию, а не ремонт.

Эти нововведения в корне изменили существующую систему, в которой было много спорных моментов. Потребуется еще много нововведений, чтобы законодатели стремились сделать страхование ОСАГО прозрачным и справедливым. В то же время, возможность мошенничества со стороны водителей и злоупотреблений со стороны страховых компаний значительно снизится, и будет меньше судебных разбирательств.

Изменения были необходимы из-за проблем с существующей системой OC:

  • неоднозначное толкование многих установок и принципов;
  • нежелание страховых компаний выполнять свои обязательства в полном объеме;
  • наличие спорной судебной практики. Во многих случаях суды выносили решение, которое впоследствии передавалось на апелляционное и кассационное производство и оспаривалось стороной в судебном процессе;
  • широкое распространение поддельных полисов;
  • покрытие с низким уровнем риска, требующее дополнительного финансирования со стороны пострадавшей стороны.

С 1.01.2017 у водителей появилась возможность приобрести электронный полис ОСАГО. Это экономит много времени, способствует официальному урегулированию проданных полисов и снижает риск мошенничества. Во время подготовки документа водитель вводит данные параметров, за правдивость которых он несет ответственность. Если выяснится, что внесенные данные способствовали снижению расходов на страхование, виновная сторона должна будет возместить разницу и понести административный штраф.

Было усилено право регресса страховой компании против водителя, имеющего полис, но нарушившего правила дорожного движения. В то же время такая практика отражала стремление страховых компаний сократить или вовсе отменить выплаты. Принятие новых правил, в частности, о компенсации в натуральной форме, имеет эффект исключения финансовых потоков из сферы применения, что ограничивает злоупотребления.

Автомобильная промышленность затрагивает интересы многих граждан, поэтому общественность заинтересована в качественном и своевременном исполнении закона о страховании ответственности.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Условия и порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены в главе 2 Федерального закона 40 OC. Прежде всего, следует уточнить, что данный закон не распространяется на транспортные средства, движущиеся со скоростью менее 20 км/ч, и транспортные средства, принадлежащие Вооруженным силам Российской Федерации.

Статья 4, пункт 3, Закон № 40-ФЗ

Если гражданин не застрахован, он обязан возместить ущерб всем участникам ДТП в соответствии с гражданским законодательством, кроме того, эти лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Правила обязательного страхования охватывают порядок заключения и расторжения договора страхования, а также порядок выплаты возмещения. Правила определяют способы разрешения страховых споров.

В качестве объекта страхования федеральный закон определяет имущественные интересы не только в виде автомобиля, но и любых ценностей, которые могли пострадать в ДТП.

Страховые тарифы устанавливаются Центральным банком. Базовые ставки и их коэффициенты зависят от технических характеристик транспортного средства, а также от предполагаемого использования транспортного средства и оценки риска. Если транспортное средство используется в рискованных условиях или неопытным водителем, стоимость ОСАГО для него возрастает.

Водитель обязан уведомить страховщика об аварии и представить документы, заполненные в присутствии сотрудников дорожной полиции. Законом предусмотрены случаи, когда можно не вызывать ГИБДД.

Обязательное автострахование регулируется Федеральным законом № 40, который рекомендуется внимательно изучить тем, кто владеет автомобилем, со всеми поправками. Тогда будет меньше споров со страховыми компаниями. Кроме того, владелец будет точно знать, на какую сумму он может рассчитывать и что делать, если автомобиль не подлежит восстановлению.

Читайте также:  КВС в ОСАГО: что это такое и как коэффициент возраста и стажа влияет на стоимость страховки

Контроль над исполнением закона

Сотрудники ГАИ обязаны следить за наличием у водителей полисов ОСАГО. В дальнейшем, когда будет разработана универсальная база данных застрахованных лиц, этим вопросом будет заниматься отдельное государственное учреждение.

В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечет за собой штраф в размере 500 рублей. Просроченная страховка влечет за собой штраф в размере 1 000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для оформления полиса ОСАГО необходимо иметь диагностическую карту состояния транспортного средства.

В ближайшее время законодательная власть планирует существенно ужесточить финансовую ответственность за нарушения в этой сфере, что будет отражено в новой редакции Закона об обязательном страховании автотранспорта TPL.

Солидарная ответственность страховщиков

До 01 января 2019 года получить возмещение вреда жизни или здоровью пострадавшего в ДТП можно было у нескольких страховщиков и от каждого из них в размере страховой суммы. Об этом говорится в постановлении Верховного суда РФ.

С сегодняшнего дня нельзя будет получить «двойную» выплату от нескольких страховщиков.

Закон был дополнен статьей 12(9)(1), которая предусматривает, что страховщики, если установлено, что несколько участников ДТП несут ответственность за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего в результате одного и того же страхового случая, производят выплату страхового возмещения совместно. В этом случае общая сумма выплаты не должна превышать страховую сумму ОСАГО.

Основные правила страхования

Покупка полиса страхования третьей стороны является обязательной для всех владельцев автомобилей. Отсутствие страховки у водителя может привести к значительным финансовым потерям. Это касается не столько административного штрафа в 800 рублей, сколько возмещения материального ущерба после ДТП. Ведь если выяснится, что именно действия водителя стали причиной аварии, он будет отвечать за все расходы по возмещению ущерба пострадавшим.

Чтобы избежать такой ситуации, следует позаботиться о заблаговременном оформлении полиса страхования третьих лиц. В настоящее время правила страхования третьих лиц позволяют заключать договор с клиентом через Интернет. Это значительно упрощает процедуру.

Для получения страховки гражданин должен подать заявление и перечень документов с информацией о транспортном средстве, а также о водителях, которые будут допущены к управлению транспортным средством. Информация должна быть предоставлена максимально точно, так как любая ошибка со стороны клиента может быть расценена как намеренное введение в заблуждение. Поэтому страховая компания имеет право уменьшить сумму компенсации или вовсе отказать в возмещении. Конфликт по поводу компенсации может быть разрешен только в суде.

Изменения в Федеральном законе № 40, вступившие в силу в период с 2015 по 2017 год, могут показаться кому-то незначительными. Однако в любом случае их необходимо учитывать, поскольку каждое дополнение к Закону влияет на процедуру заключения договора со страховой компанией. Оформление полиса ОСАГО зависит от ряда условий, наиболее важными из которых являются.

  1. Компенсация после страхового случая основывается не на фактическом ущербе, а на максимальной страховой сумме. Если пострадавшему причинен только материальный ущерб, максимальная сумма выплаты составляет 400 тысяч рублей. Если в результате аварии были нанесены телесные повреждения, максимальная сумма компенсации составит 500 тысяч рублей за каждое из них.
  2. Цена страхового полиса определяется с учетом базовой ставки и повышающих коэффициентов. К ним относятся мощность двигателя, минимально допустимое время вождения, количество водителей и любые нарушения.
  3. Оплата страхового полиса производится переводом на банковский счет или электронным платежом.
  4. После заключения договора клиент должен получить не только полис, но и копию договора со страховой компанией.

Страховые претензии по ОСАГО должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента обращения водителя. Выплаты производятся в течение 20 дней (за исключением выходных и праздничных дней).

Действующее законодательство об автостраховании предоставляет гражданам выбор: заключить обычный договор на бумаге или подать заявление в электронном виде. В последнем случае информация о клиенте и транспортном средстве вводится через официальный сайт страховой компании.

Электронный полис ОСАГО оформляется в виде PDF-файла, который отправляется в виде письма на электронную почту, указанную при регистрации. Водитель должен будет распечатать этот документ, чтобы предъявить страховку инспектору дорожной полиции. Нет необходимости заверять его нотариально.

Закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств гласит, что выплата должна быть произведена в течение 20 дней с момента подачи водителем заявления. Есть основания полагать, что в 2020 году в Государственную Думу могут быть внесены поправки, увеличивающие этот срок до одного месяца. Однако пока это предложение находится на стадии обсуждения.

Читайте также:  База АИС РСА: официальный сайт, что это такое, как проверить данные автомобиля

Возможные изменения в выплатах по полису ОСАГО в 2019 году включают.

  • Европротокол — максимальная сумма компенсации увеличивается с 50 до 100 тысяч рублей.
  • В случае смерти пострадавшего, из 500 тысяч рублей общей суммы компенсации, 25 тысяч рублей выделяется на погребение, 475 тысяч рублей. — Наследникам умершего.

Еще одно важное нововведение — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей теперь имеют право обращаться за страховыми выплатами без предъявления справки из ГИБДД. Для граждан, проживающих в других регионах, процедура остается прежней.

На вопрос о том, когда вступит в силу новый закон № 40 о страховых выплатах по ОСАГО в 2020 году, есть четкий ответ. Принятые Государственной Думой поправки вступают в силу с 1 января.

Как и прежде, если в ДТП нет физически пострадавших и характер повреждений столкнувшихся транспортных средств незначительный, водителям нет необходимости вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Эту проблему может решить сам водитель. Единственным исключением является случай, когда в результате аварии был нанесен ущерб имуществу третьих лиц. Также, если в ДТП столкнулось более двух транспортных средств, нельзя вызывать инспектора дорожной полиции.

Европротокол

Чтобы получить компенсацию по полису ОСАГО, водители должны заполнить отрывной бланк Евро и подать его в страховую компанию. Поскольку ни в этом, ни в прошлом году не были приняты поправки к Закону № 40 об упрощенной процедуре, процедура остается неизменной.

Водителям важно помнить, что максимальная сумма страховки по Европротоколу составляет 50 000 рублей. А сама процедура допускается только в том случае, если между водителями нет спора о фактическом виновнике ДТП.

В 2020 году в закон «О страховании третьих лиц» было добавлено положение, предоставляющее клиенту выбор между денежной компенсацией и восстановлением поврежденного автомобиля за счет страховой компании. Для многих водителей натуральная компенсация является более выгодной, поскольку позволяет сэкономить время и деньги. В конце концов, в рамках ответственности перед третьими лицами за ремонт отвечает не владелец автомобиля, а страховая компания.

Если водитель решил получить компенсацию в натуральной форме, он обязан знать некоторые правила этой процедуры:

  • Сервисная или ремонтная мастерская должна находиться в радиусе 50 км от места проживания владельца автомобиля или от места ДТП (если автомобиль был поврежден в другом регионе);
  • Не используйте использованные запасные части во время ремонта;
  • Минимальный гарантийный срок на выполненные работы должен составлять 6 месяцев (на покраску кузова: 1 год).

Помните, что страховая компания не имеет права навязывать ремонт вместо денежной компенсации. Выбор остается за владельцем автомобиля.

Хотя полис ОСАГО обычно приобретается на 12 месяцев, его можно аннулировать раньше, получив частичный возврат суммы за неиспользованный период. Однако эта возможность предоставляется только в ограниченных случаях. В соответствии с п. п. 33, 33.1 Федерального закона № 40, расторгнуть договор ОСАГО при продаже автомобиля можно, если:

  • автомобиль был продан другому владельцу;
  • автомобиль был утилизирован или не подлежит восстановлению после аварии;
  • владелец автомобиля мертв.

Страховая компания обязана вернуть деньги клиентам и в случае своего банкротства. Однако на практике такая ситуация может считаться практически нереальной.

С 1 января 2020 года вступили в силу многочисленные изменения в Законе об ответственности перед третьими лицами:

  • была введена новая форма бланков;
  • продление «периода отзыва» с 5 до 14 дней (возможность отказа клиента от страхования с полным возвратом средств);
  • Информация о ДТП начала передаваться в систему ОСАГО через систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Что касается индекса бонус-малус (BMI), то его расчет изменится только с 1 июля 2020 года. Центральный банк планирует отменить некоторые повышающие коэффициенты: территориальный, мощность двигателя, возраст и стаж водителя. Согласно идее Центробанка, страховые компании будут иметь право учитывать эти данные в индивидуальном порядке.

Нарушение договора со стороны страховой компании обязывает ее выплатить клиенту дополнительную компенсацию за время ожидания. В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40 расчет неустойки по ОСАГО составляет 1% от общей суммы страховой выплаты за каждый день, превышающий 20 дней с момента обращения (без учета выходных и праздничных дней). Штраф рассчитывается независимо от того, получил ли водитель обоснованный отказ в возмещении денежного ущерба или направление на ремонт.

Несчастный случай со страховкой

Что должен делать автовладелец после дорожно-транспортного происшествия? Согласно пп. 3 ст. 11 Федерального закона № 40, после ДТП или иной ситуации, подпадающей под действие полиса ОСАГО, водитель обязан как можно скорее сообщить о случившемся в страховую компанию. Желательно сделать это, когда на место происшествия прибудет скорая помощь (если есть пострадавшие) и ГИБДД (ГАИ). Максимальный срок, в течение которого водитель должен уведомить страховую компанию об аварии, составляет 5 рабочих дней. Чтобы не быть обвиненным в нарушении условий договора, лучше не забывать о нем.

Процедура оформления страхового случая по ОСАГО требует заполнения бланка полиса. Если между участниками аварии нет спора, вы можете отказаться от вызова дорожной полиции. Помимо заполнения европротокола, водитель должен сделать фотографии места происшествия с разных ракурсов. Это поможет определить причину столкновения и характер повреждений.

Если в автомобиле установлен видеорегистратор, который фиксирует происшествие, запись должна быть сохранена. Он может быть использован в качестве доказательства при возникновении спорных вопросов при квалификации действий клиента.

Статья 12: в каком размере и порядке идут страховые выплаты

Согласно положениям обязательного страхования ответственности (полный текст статьи), при наступлении страхового случая должны быть предприняты следующие действия

  • в адрес страховщика или его представителя направляется заявление о необходимости выплаты с приложением всех необходимых документов;
  • Рассмотрение заявления страховщиком в установленный договором срок, не превышающий, однако, трех рабочих дней со дня подачи заявления и запроса о дополнении недостающих документов;
  • оплата производится в сроки, предусмотренные договором.

Заявление в страховую компанию может быть подано лично, по письменному заявлению владельца транспортного средства, отправленному по почте, или в электронном виде (в последнем случае требуются документы в бумажном виде). Страховщик не имеет права запрашивать документы, не указанные в обязательном перечне. Размер выплат определяется законом в зависимости от того, касается ли ущерб только имущества или также жизни и здоровья пострадавшего. В случае летального исхода наследникам пострадавшего выплачивается 475 тысяч рублей и не более 25 тысяч рублей на погребение. Рассмотрение заявки должно состояться в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов и заявки, а 5 рабочих дней после этого отводится на осуществление выплат. Если ущерб причинен имуществу, потерпевшая сторона должна предоставить транспортное средство (иное имущество) для осмотра в течение пяти рабочих дней, еще пять рабочих дней дается страховщику для оценки ущерба (если договором не предусмотрено иное). Компенсация может быть предоставлена путем выплаты оговоренной суммы или направления на ремонтные работы. Направление на ремонт выдается в течение 20 рабочих дней после согласования суммы; срок ремонта зависит от степени повреждения и других факторов. В зависимости от вида ущерба денежная сумма может полностью покрывать стоимость транспортного средства на момент страхового случая или покрывать ущерб с учетом износа (процент износа выше 50% не может быть начислен). Стоимость запасных частей и материалов, необходимых для ремонта, рассчитывается в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ (в редакции от 29.06.2015).

Просроченные платежи по договору оплачиваются по ставке 0,05% от согласованной суммы компенсации в день.

Поправки внесенные в 2021 году

Федеральный закон № 164 от 23.05.2018 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес ряд изменений в Федеральный закон № 40 от 25.04.2002:

  • выплаты возмещения осуществляются профессиональным объединением страховщиков (PIU), действующим на основании устава, а не, как раньше, учредительных документов;
  • В определение ПОС как некоммерческой организации были внесены изменения;
  • п. Статья 24(2) Нормативного закона была дополнена двумя пунктами, определяющими полномочия общего собрания членов ПОС, а также возможность формирования ими коллегиального органа управления.
осаго-3

Кроме того, с 1 июля 2018 года автовладельцам выдается новый вид страхового полиса ОСАГО. Тех, кто получил этот документ до указанной даты, нововведение не коснется — действие уже выданных полисов не будет приостановлено, и их владельцы смогут пользоваться ими до окончания срока действия заключенного договора. Необходимость разработки нового типа полиса возникла в связи с ростом числа мошенничеств, направленных на подделку документов. Бланки нового типа имеют несколько степеней защиты, что делает их менее восприимчивыми к действиям ремесленников, создающих копии страховых полисов.

В 2016 году был принят еще один нормативный акт, вносящий изменения в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно его положениям, страховщики обязаны предоставить автовладельцам возможность приобретать полисы ОСАГО в электронном виде. По словам Э. Набиуллина, главы Центрального банка РФ, инициировавшего ускорение процедуры принятия закона, такой способ приобретения страхового полиса позволит:

  • повысить доступность услуги для граждан страны;
  • снижение нагрузки на сотрудников страховых компаний;
  • Избавление от проблемы отсутствия страховых бланков, с которой уже столкнулись многие водители.

Постановление вступило в силу 1 января 2017 года.

Изменения, внесенные в ФЗ-40, вызывают беспокойство у значительной части населения нашей страны, поскольку почти в каждой российской семье есть хотя бы один автомобиль. В 2016 году в закон был внесен ряд поправок, изменивших некоторые основные определения, используемые в регулировании, а также уточняющих обязанность страховых компаний использовать новые формы внешнего вида при заключении договоров страхования с 1 июля 2016 года.

strahadmin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Про страхование