[Порядок 2021] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

Содержание
  1. Нормативные требования
  2. Предрейсовый технический осмотр транспортных средств
  3. Цели и задачи
  4. Когда проводится
  5. Стоимость
  6. Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
  7. Требования к автомобилю, выезжающему в рейс
  8. Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств
  9. Отметка в путевом листе
  10. Журнал регистрации предрейсового контроля
  11. Договор на предрейсовый технический осмотр авто
  12. Где пройти предрейсовый технический осмотр
  13. При каких неисправностях запрещена эксплуатация автотранспорта
  14. Тормозные системы
  15. Внешние световые приборы
  16. Рулевое управление
  17. Стеклоочистители, стеклоомыватели ветрового стекла
  18. Колеса и шины
  19. Двигатель
  20. Прочие элементы автотранспорта
  21. Отметка контролера
  22. Что должен сделать контролер после успешного прохождения предрейсового осмотра
  23. Штраф за отсутствие предрейсового технического осмотра

Нормативные требования

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  4. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и…
  5. Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
  6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам …

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.

Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:

  • рулевое управление;

  • тормозная система;

  • сцепление;

  • стеклоочистители;

  • колеса и шины;

  • световые приборы, звуковые сигналы;

  • замки дверей, багажника, капота;

  • заряд аккумуляторной батареи и т.д.

В обязательном порядке контролируется наличие в наборе автомобилиста таких важных предметов, как:

  • огнетушитель;

  • буксировочный трос;

  • домкрат;

  • аптечка;

  • знак аварийной остановки.

[Порядок 2021] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

Наконец, специалист обязательно должен обратить внимание на то, чтобы в конструкцию автомобиля не были внесены изменения, например, такие как самовольная установка газобаллонного оборудования.

Цели и задачи

Цель послерейсового осмотра транспортных средств механиком – выявление повреждений, которые могли появиться при эксплуатации авто, перевозящего людей или грузы.

Послерейсовый технический осмотр транспортных средств закон

Задачи:

  1. Устранение неисправностей и подготовка авто к следующему рейсу.
  2. Предупреждение ДТП, которые могут случиться при поломке авто.
  3. Предотвращение упущения прибыли компании из-за ремонта машины после аварии или простоя транспорта при поломке.

Когда проводится

Осуществление послерейсового контроля технического состояния транспортных средств происходит после приезда машины обратно на парковку, когда:

  • за рабочий день осуществляется единственный рейс;
  • рейс включает одну (или более) пересменку водителей.

Важно. Когда пересменка шоферов происходит несколько раз за день, при этом они работают на одном ТС, проверку проводят до и после каждого рейса.

Стоимость

Цена за послерейсовый контроль для автомобиля в месяц в среднем составляет 1500–3000 руб. За эту стоимость клиент получает договор на выполнение услуги, 30 осмотров машины после рейса, а также необходимые сопроводительные бумаги.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

Организация, осуществляющая перевозки, имеет право взять контролера технического осмотра в свой собственный штат, либо обратиться в сервисный центр, предоставляющий подобные услуги. Какой бы из вариантов ни был выбран, осмотр автомобиля должен проводить только профессиональный сотрудник, имеющий соответствующее образование, должность и полномочия (контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287). К контролеру, проводящему технический осмотр, предъявляются следующие требования:

  • наличие профильного образования не ниже среднего по определенной специальности;

  • знание нормативных актов, связанных с дорожным движением и эксплуатацией транспортного средства;

  • знание технических особенностей и устройства каждого автомобиля, проходящего техосмотр;

  • умение правильно оформлять необходимую документацию;

  • знание правил противопожарной безопасности.

Важно!

Стать контролером технического состояния автотранспортных средств может любой сотрудник организации, даже не имеющий профильного образования. Если работник получил хотя бы среднее профессиональное образование по любой специальности, то он имеет право пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации контролера. Например, если индивидуальный предприниматель работает сам на себя и занимается перевозкой грузов, то он может пройти курсы повышения квалификации и получить право самостоятельно выполнять предрейсовый осмотр своего автомобиля.

Читайте также:  Зеленая карта - страхование автомобиля + помощь на дорогах

Требования к автомобилю, выезжающему в рейс

Эксплуатировать можно только исправное, прошедшее ремонт автотранспортное средство.

Перед отправкой в путь следует обратить внимание на:

  • отлаженную работу тормозов, коробки передач, рулевого реле;
  • четко работающий аккумулятор;
  • допустимое давление в шинах;
  • исправность системы сцепления, отсутствие посторонних шумов при работе автомобиля;
  • сигналы клаксонов, работу фар;
  • наличие в кузове укомплектованной аптечки, инструментов, огнетушителя, домкрата;
  • отсутствие подтеканий масел, топлива.

По своему усмотрению консультант мониторит другие характеристики.

Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств

Проверку транспортного средства, выходящего на линию, проводят каждый день.

Специалист визуально осматривает машину.

При этом специалист проверяет:

  • рулевое управление;
  • тормозную систему;
  • сцепление;
  • стеклоочистители;
  • колеса, шины;
  • световые приборы, звуковые сигналы;
  • замки, расположенные на двери, багажнике, капоте.

А еще специалист проверяет наличие в машине:

  • огнетушителя;
  • буксировочного троса;
  • домкрата;
  • аптечки;
  • знака аварийной остановки.

Еще специалист должен проверить, чтобы в конструкцию автомобиля не были самовольно внесены какие-то изменения. К примеру, водитель не может самостоятельно установить в свой автомобиль газовое оборудование.

Дополнительно медиком проводится и медосмотр водителя.

[Порядок 2021] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

Обязательно ли водителю проходит проверку перед рейсом

Медосмотр проходится водителем перед началом смены. Обследование обычно проводят медицинские работники, обладающие специальной квалификацией и работающие в штате данной компании. Также осмотр может провести и сторонняя медицинская организация, обладающая специальной лицензией.

Во время процедуры медик делает следующие манипуляции с водителем. Ему требуется:

  • выслушать жалобы;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру тела, давление, пульс;
  • выявить признаки алкогольного опьянения;
  • определить процент алкоголя в крови;
  • определить наличие в организме пациента психотропных веществ.

Если данных признаков не обнаружено, то медик выносит заключение, подтверждает его своей подписью, печатью медицинского учреждения.

Но данное заключение медик может и не подписать.

Это происходит в том случае, если у водителя:

  • возникли симптомы острого заболевания или резко обострился хронический недуг. У водителя может повыситься температура тела, появиться слабость, ухудшиться самочувствие, появиться резкая боль;
  • участилось сердцебиение, резко понизилось или повысилось артериальное давление;
  • были выявлены признаки алкогольного опьянения.

Помните! Обязательно результаты проведенного медосмотра и технического осмотра ТС вносятся в журнал. Но если на машине обнаружены какие-то поломки или неисправности, то на линию такое ТС не выводят.

Отметка в путевом листе

Контроль техники проводится 2 раза – прежде чем ТС отправится в дорогу и по его возвращении, поэтому в лист ставят 2 штампа. В подтверждение к метке, констатирующей, что послерейсовый технический осмотр автомобиля пройден, ставится подпись автомеханика-контролера, его ФИО, число, время проверки.

Важно. Когда на одном ТС за день меняются несколько шоферов, необходимо оформить отдельный «путевик» для каждого водителя.

Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

 

Напомню, что путевой лист — это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

 26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).

По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.

Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.

Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.

Журнал регистрации предрейсового контроля

Контролер обязан вносить сведения о проведении ПТО ТС в журнал учета (регистрации), который может быть двух видов: бумажный (обычный) или электронный, с возможностью распечатки содержимого страниц. Информация заверяется проверяющим автомобиль механиком. В эл. формате проставляется его усиленная квалифицированная эл. подпись. Документ обязательно должен отражать следующие данные:

  • Марка, модель ТС;
  • Госномер;
  • ФИО водителя, если он известен;
  • ФИО контролера;
  • Дату и время (до минут) осмотра ТС;
  • Показания одометра;
  • Отметку о проведенном ТО автомобиля;
  • Подпись лица, осуществляющего контроль работоспособности основных систем и узлов ТС.
Читайте также:  Стоимость техосмотра: госпошлина, цена диагностической карты

Не запрещено добавлять дополнительные поля и сведения, отражающие особенности и специфику перевозок. Как обычно, бумажный формат журнала нужно прошнуровать, страницы пронумеровать. Обратите внимание: подписи водителя в журнале не требуется.

Выпуск на линию ТС без проведения тех контроля и отметки механика в путевом листе запрещен.

  • марку и модель ТС;
  • госномер;
  • ФИО водителя, если есть;
  • ФИО контролера, если известно;
  • время и дату осмотра;
  • пробег автомобиля на момент проведения контроля;
  • отметку, что предрейсовый осмотр осуществлен;
  • подпись лица, оценивающего техническое состояние автомобиля.

Список можно расширить, добавив сведения об особенностях используемого транспорта. Журнал предрейсового техосмотра ТС разрешено вести в двух видах: 1). бумажном; 2). электронном. Альбомный вариант требуется:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • заверить подписью должностного лица;
  • печатью автопредприятия.

При проверке надзорными органами, подтвердить реальность проводимого техконтроля могут по этому журналу.

[Порядок 2021] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта Образец журнала учета техосмотра

Когда применяется второй вариант, сведения в книге учета заверяют усиленной квалифиц. эл. подписью контролера (УКЭЦП). Эл. документы год хранятся в БД. Необходимо предусмотреть возможность распечатки страниц электронного формата на бумаге и собрать в книгу.

Договор на предрейсовый технический осмотр авто

В случае если выпуском автомобилей на рейс будет заниматься специализированная организация, между сторонами (заказчиком и исполнителем) обязательно должен быть заключен соответствующий договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля транспортного средства. Образец договора обязательно должен включать в себя следующие поля:

  • данные сторон (названия фирм, ФИО руководителей);

  • сроки оказания услуг;

  • место осмотра (важно учесть, то перед проведением контроля технического состояния автомобиль не может выезжать со стоянки, где он был оставлен после окончания смены или возвращения из рейса);

  • стоимость услуг и порядок оплаты;

  • права и обязанности, а также ответственность каждой из сторон;

  • возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

  • порядок рассмотрения споров.

В заключение договора указываются реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи руководителей и печати организаций.

К договору составляется приложение. В нем указываются сведения о транспортном средстве, предрейсовый осмотр которого будет производиться, а также о водителе данного ТС.

Где пройти предрейсовый технический осмотр

Для обеспечения ежедневного предрейсового (послерейсового), предсменного ТО ТС есть два пути: 1. Иметь в штате транспортной компании механика соответствующей квалификации на должности контролера техсостояния ТС. Это лицо, ответственное за выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии. 2. Заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ПТО автотранспорта. Их механик будет перед 1 рейсом (сменой), то есть, раз в день проверять работу основных узлов и систем, выезжая к месту парковки ТС. Обратите внимание: Выезд транспорта для перевозки грузов или пассажиров с постоянного места парковки без технического контроля запрещен. При ДТП страховые выплаты, в этом случае, не производятся, а путевой лист могут признать недействительным.

При каких неисправностях запрещена эксплуатация автотранспорта

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти техосмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание:Техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции  присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Читайте также:  Нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю

Тормозные системы

Нарушения:

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Внешние световые приборы

Нарушения:

  • изменены параметры световых элементов автомобиля, которые отличаются от предусмотренных для данной модели (кроме снятых с производства) производителем;
  • настройка фар отличается от заданных ГОСТом;
  • грязные или неработающие элементы, в т. ч.. световозвращатели;
  • использование ламп не соответствующих модели конструкции (нет отражателей);
  • присутствие маячков и прочих световых сигналов, если они не предусмотрены производителем (исключая зарегистрированные и распознавательные знаки гос. служб).

Рулевое управление

Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.

Стеклоочистители, стеклоомыватели ветрового стекла

Неисправность: не работают «дворники» или омыватели лобового стекла.

Колеса и шины

Что проверяют:

  • изношенность шин, чтобы не превышала предусмотренных стандартных лимитов для конкретной категории (согласно «Техрегламента» Т/С) автомобиля;
  • наличие повреждений резины: корд, порезы, разрывы, расслоение и пр.
  • все ли болты закручены, нет ли трещин, «разбитых» отверстий, изогнутых повреждений диска, ободьев и пр.;
  • соответствуют ли шины модели авто;
  • нет ли на 1 оси шин разного размера, рисунка протектора, назначения (зим./летн.) и пр.

Двигатель

Что проверяют:

  • выхлопные газы на соответствие ГОСТам;
  • герметичность сист. питания;
  • сист. вывода отработанных газов;
  • сист. вентиляции картера;
  • уровень шума в соответствии с ГОСТами.

Примечание:В данном случае используются ГОСТы и стандарты, регламентированные Постановлением Пр-ва №767.

Прочие элементы автотранспорта

Не допускаются на линию ТС, в которых обнаружены поломки других узлов, отсутствие предусмотренных или установленных, но непредусмотренных конструкцией автомобиля элементов. Полный перечень узлов и систем, которые необходимо проверять при предрейсовом осмотре  автомобильного транспорта отражен в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ. Основой послужил техрегламент таможенного союза №877 (9/12-11 г.) и ПП №1090.

Что проверяют:

  1. Зеркала заднего вида.
  2. Звуковой сигнал.
  3. Шторы, степень тонировки, прочие элементы, мешающие обзору.
  4. Замки, запоры, двери крышку топл. бака.
  5. Свет в салоне (автобус).
  6. Регулировку водительского кресла.
  7. Кнопки запора дверей, остановки (автобус), аварийные, противоугонные устройства.
  8. Подогрев, обдув лобового стекла.
  9. Дверной привод.
  10. Спидометр и тахограф, если полагается.
  11. Задние грязезащитные элементы.
  12. Тягово-; опорносцепной узел.

Убеждаются в наличии и работоспособности:

  1. Медаптечки, огнетушителя, знака авар. остановки.
  2. Противооткатных упоров (min. 2 шт.), когда полагается.
  3. Ремней безопасн. или подголовников, предусмотренных конструкцией.
  4. Крепления «запаски».
  5. Фиксирующих и опорных устройств на полуприцепах.
  6. Уплотнителей всех узлов автотехники.
  7. Соответствие маркировки газов. баллонов техпаспорту (для транспорта их использующих).
  8. Госномер, в т. ч., его крепление.
  9. Изменений конструкции без регистрационного разрешения уполномоченных структур безопасности.

Также проверяются иные узлы и системы автомобиля, имеющего конструктивные особенности, предусмотренные производителем либо установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

Отметка контролера

Когда при предрейсовой проверке автомобиля не выявлено конструктивных нарушений, нерабочих узлов (систем), автомеханик в путевом листе прописывает:

  • время проведения контроля (до минут);
  • дату (число, день, год);
  • личную подпись (рядом фамилию + инициалы).

В случае, когда оценка работоспособности некоторых систем проводилась не должным образом, без инструментов диагностики, автовладелец имеет право потребовать перепроверки автомобиля на должном уровне. Автомеханик, осуществляющий осмотр, обязан выполнять свои обязанности добросовестно, хотя бы потому что несет материальную ответственность за качество произведенных работ.

Что должен сделать контролер после успешного прохождения предрейсового осмотра

Если все показатели в норме, специалист ставит штамп в путевой лист. Здесь ему требуется написать, что водитель перед рейсом прошел технический осмотр. А далее ему требуется поставить в путевой лист свою подпись, расшифровать ее, проставить дату и точное время проведения предрейсового технического осмотра. А далее данный лист отдается водителю ТС.

[Порядок 2021] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

Штраф за отсутствие предрейсового технического осмотра

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

От технической исправности транспортного средства зависит его безопасность на дороге, а также жизни и здоровье людей, сохранность грузов. Поэтому крайне важно соблюдать все нормы прохождения технического осмотра перед выездом на смену или в рейс. Такую проверку должен выполнять только подготовленный специалист, который несет личную ответственность за решение о допуске каждого автомобиля к работе.

Источники

  • https://tehosmotrauto.ru/predrejsovyj-tehnicheskij-kontrol-avtotransporta/
  • https://zakon-auto.ru/info/predrejsovyj-osmotr.php
  • https://avtobddinfo.ru/kontroler/zakon-o-poslerejsovom-tehnicheskom-osmotre-transportnyh-sredstv
  • https://avtobddinfo.ru/kontroler/proverka-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnyh-sredstv
  • https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/predrejsovyj-tehniceskij-osmotr-transportnyh-sredstv.html
  • https://predreysovye-osmotry.ru/predreysovye-tekhosmotry/

strahadmin
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Про страхование
Добавить комментарий