Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Законодательные основы

Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.

Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Важно!

Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.

Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Какие машины должны проходить техосмотр перед рейсом

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

По закону предрейсовый контроль проходят транспортные средства, владельцами которых являются ИП или физлица, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров.

Помните! Машины, занимающиеся коммерческими перевозками, специальные проверки могут не проходить.

Но обязательно проверку должны проходить:

  • автобусы;
  • микроавтобусы;
  • грузовые, легковые авто;
  • такси.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Помните! Если машина принадлежит частой организации, и на ней переезжает 1 пассажир, то перед рейсом водитель такого ТС обязан пройти специальную проверку.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.

Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:

  • рулевое управление;

  • тормозная система;

  • сцепление;

  • стеклоочистители;

  • колеса и шины;

  • световые приборы, звуковые сигналы;

  • замки дверей, багажника, капота;

  • заряд аккумуляторной батареи и т.д.

В обязательном порядке контролируется наличие в наборе автомобилиста таких важных предметов, как:

  • огнетушитель;

  • буксировочный трос;

  • домкрат;

  • аптечка;

  • знак аварийной остановки.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Наконец, специалист обязательно должен обратить внимание на то, чтобы в конструкцию автомобиля не были внесены изменения, например, такие как самовольная установка газобаллонного оборудования.

Время проведения контроля состояния ТС

Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет  парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись.Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?

При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года «О правилах дорожного движения»).

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто проводит предрейсовый контроль

Ответственный за техническое состояние автотехники назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить техконтроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профквалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния автотранспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 23.02.03 диплом по специальности
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
стаж (опыт) работы
не требуется
2 23.00.00
за исключением
23.02.03
диплом  по специальности
«Техника и технологии наземного транспорта»
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
3 23.00.00 специальности, не из группы  «Техника и технологии наземного транспорта»
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется
Читайте также:  Техосмотр без заезда: что это такое и как проводится

Кто должен оформлять путевые листы

Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Напомню, что путевой лист — это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Что необходимо указывать в путевом листе?

Штрафы налагаются в случае нарушений оформления путевого листа в части:

  • предрейсового медицинского осмотра водителя;
  • предрейсового технического контроля транспортного средства.

Отметка о медицинском осмотре

Неверное оформление — это отсутствие даты, подписи и штампа медицинского работника о прохождении предрейсового медосмотра. Отметим, что медицинский работник должен иметь соответствующее разрешение. Величина штрафов может быть различна:

  • Отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре водителя — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Если отметка о прохождении медосмотра имеется, но она не соответствует действительности (например, водитель при проверке оказался пьян) — 20 000 руб. для должностных лиц и 50 000 руб. для организаций (ст. 12.32 КоАП РФ).
  • Если же ГИБДД или Ространснадзор посчитает, что медосмотр вообще не был проведён, то штраф составит от 2000 до 3000 рубю для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. для организаций (ст. 11.32 КоАП РФ).

Новый реквизит путевого листа

26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).

По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.

Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.

Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.

Журнал предрейсового технического контроля

В обязанности контролера-автомеханика входит ведение Журнала, где фиксируют сведения о ТС, осмотре, лице, его проводившем. Документ должен находиться на автопредприятии или у ИП. Если имя контролера по каким-то причинам неизвестно, данные заполняет лицо, назначенное руководством.

Например, не имея собственного квалифицированного контролера, заключают договор со Станцией Техобслуживания, где работают специалисты с нужной аттестацией. Запись в журнале должен заверить механик, проводивший оценку состояния авто.

Стоимость предрейсовых осмотров

В АльтерМедика существует гибкая ценовая политика, в частности на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Стоимость услуги определяется индивидуально. Она зависит от:

  • времени проведения осмотра
  • места осмотра
  • количества осматриваемых водителей
  • графика осмотров.

Обращаясь к нам, вы получите профессиональное оказание услуги, избавите себя от проблем с законодательством и лишних вопросов по оформлению документации, а главное обезопасите себя и своих водителей от возможных чрезвычайных ситуаций.

Можно ли выпускать на линию автомобиль без отметки о предрейсовом осмотре?

Согласно приказа Министерства транспорта РФ №141 выпуск на линию автотранспорта без отметки на путевом листе о прохождении предрейсового осмотра не допускается. На путевом листе обязательно должна быть подпись автомеханика, который осуществлял проверку технического состояния машины перед самым выездом на линию. В том числе, даже если на путевом листе имеется необходимая отметка, а сама подпись контролера на таковом отсутствует, то автотранспортное средство выезжать на линию не имеет право. В противном случае за это законом предусмотрена административная ответственность.

Читайте также:  Выплаты по Европротоколу в 2021 году

Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?

Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Подробнее об этом здесь. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. рублей; на юридических лиц — в размере 100 тыс. рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан (физических лиц) в размере 3.000 тыс. рублей; на должностных лиц — 5.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан (физических лиц) в размере 3.000 тыс. рублей; на должностных лиц — 5.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2.500 тыс. рублей; на должностных лиц — 20.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 100.000 тыс. рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10. 000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1.500 тыс. рублей; на должностных лиц — 10.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 25.000 тыс. рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

Обратимся к специалистам. В компании Гарант (Правовой консалтинг) считают: закон, о необходимости иметь путевой лист, касается не только лиц, управляющих транспортом, принадлежащим юрлицу. Эксперты делают вывод: когда используется личный транспорт в служебных целях, нужно оформлять пл. Такая необходимость возникает независимо от того: указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет. Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.

Примечание: К понятию «прямо предусмотренных» относят случаи, когда: ТС управляет наемный водитель-перевозчик;

  • перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
  • автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
  • осуществляется перевозка людей (пассажиров).

Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа.

Если обвинение строится на ФЗ №196 ст. 2 (от 15.11.95 г.), а к водителям причисляется любой человек за рулем, решение будет однозначным. Как это случилось в Омском облсуде от 9.02.16 дело № 77-80/2016. Чтобы избежать штрафов, а не рассчитывать на везение, необходимо не только оформлять путевые листы, но и организовать (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового медосмотра для лиц, исполняющих обязанности водителя, независимо от того, на каком автомобиле он совершает поездки по службе, кем числится в компании, каким способом ведется учет ГСМ, как это отражается на налоговых вычетах. Судебная практика В случае, если работник оформлен не в качестве водителя, но вынужден исполнять его обязанности – управлять автомобилем в служебных целях, возникает спорная ситуация. Судебная практика неоднозначна: есть противоположные мнения и у блюстителей закона. В деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря) Постановление № 15АП-12568/2011 (15 арбитражный апелляционный суд) принято решение о необходимости организовать проведение предрейсовых медосмотров в отношении лиц, не являющихся водителями по штату, но управляющих ТС компании в служебных целях. О необходимости исполнять требования ФЗ по безопасности дорожного движения заявил и 6 арбитражный суд (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 13 года), Постановление № 06АП-5556/2012. В вынесенном решении сказано: имея на балансе ТС, организация обязана обеспечить прохождение предрейсовых медосмотров (техосмотр), как это предусмотрено законом. Отвечает за организацию работодатель, он же несет и финансовые издержки.

Читайте также:  Можно ли поставить машину на учёт без страховки ОСАГО

7. Проведение предсменных, послерейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя

8. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющие и (или) средне-профессиональное образование, медицинской организацией или оной организацией осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменых, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Руководитель должен обеспечить оформление путевых документов со всеми обязательными реквизитами, к которым относится и медосмотр. Не имеет значения кем числится работник в штате компании. Любое лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

По иному на подобные обстоятельства смотрит судья по делу № А70-1916/2014, Постановление № 08АП-5835/2014 (12.08.2014 г.) Опираясь на первые пункты статей: 20 и 23 ФЗ «ОБДД» №196, он сделал вывод, что закон касается только лиц, зачисленных в качестве водителей в штат компании, занимающихся перевозкой груза, пассажиров или багажа. К лицам, управляющим транспортом, принадлежащем юрлицу, но числящихся по трудовому договору в ином качестве, не водителями, проходить предрейсовые медосмотры не надо, хотя путевые листы должны оформляться.

Согласно этому решению иметь путевки работник обязан (она оформляется на ТС), но директор компании не обязан проходить врача. Так было отказано в ходатайстве Управлению Госавтонадзора, предписавшему ООО организовать для лиц, управляющих ТС, находящимся на балансе общества, прохождение предрейсового медосмотра, и заполнение дорожных документов со всеми обязательными атрибутами.

Несмотря на подобные решения, начальник по трудовым спорам Д.В.Елисеенко рекомендует организациям, имеющим на балансе ТС, которыми управляют сотрудники, не являющиеся водителями, заняться организацией проведения предрейсовых медосмотров. Тенденция судопроизводства такова, что подобные дела рассматриваются больше в пользу контролирующих организаций, а водителем, по Правилам ДД, является любое лицо, управляющее транспортом, и не важно, какую должность занимает сотрудник.

В апреле по делу № 21-736/2016 г. Хабаровска было отказано в апелляции должностному лицу Столярову Е.М. Водитель не имел в путевом листе штампа о предрейсовом медосмотре. Ответственное лицо за организацию прохождения осмотров подвергли административному штрафу в размере 30 тысяч. рублей по ст.12.31.1 ч. 2 КоАП.

Организациям предписано, независимо от рода деятельности, организовать на предприятии (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового осмотра лиц, исполняющих обязанности водителя. Используя транспорт компании для служебных поездок, необходимо оформлять путевой лист. Документ предусматривает наличие обязательных реквизитов, к которым относится штамп врача.

Обратите внимание на Постановление ВС РФ от 19.12.16 №18-АД16-173. Торговые представители, объезжающие клиентскую базу, по маршруту, указанному в путевом листе, на тех же основаниях, должны проходить предрейсовый медосмотр. Организовать и оплатить его обязан работодатель. В должностной инструкции торгового представителя прописаны обязанности водителя, он регулярно проходит инструктаж, автомобиль необходимо предъявлять для осмотра механику, пользуясь путевкой, иметь в ней штампик врача.

Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов. К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом. Правоведы, юристы, эксперты сходятся в одном – там, где эксплуатируется транспорт в коммерческих, служебных целях, необходимо организовать прохождение предрейсового медицинского осмотра.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа. Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному. Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов?
Разберетесь с терминологией — поймете законы

Основная ошибка возникает, когда законы, касающиеся транспортных организаций, занимающихся перевозками грузов и пассажиров, применяют к компаниям, использующим автомобили в служебных целях. Когда считают, что водитель – это лицо, оформленное в этом качестве, а не то, которое управляет ТС, принадлежащим юридическому лицу. Чтобы избавиться от путаницы и сомнений, разберемся с терминологией. Все понятно с грузоперевозчиками, то есть, транспортными компаниями, оказывающими услуги. Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве. Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.

Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей. Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Источники

  • https://zakon-auto.ru/info/predrejsovyj-osmotr.php
  • https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/predrejsovyj-tehniceskij-osmotr-transportnyh-sredstv.html
  • https://tehosmotrauto.ru/predrejsovyj-tehnicheskij-kontrol-avtotransporta/
  • https://1gai.ru/baza-znaniy/519730-novyy-poryadok-predreysovogo-osmotra-transportnyh-sredstv.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/463142/
  • https://www.BuhOnline.ru/pub/experience/2020/2/15419
  • https://www.altermedika.ru/services/predreys_osmotr/
  • https://predreysovye-osmotry.ru/sudebnaya-praktika-po-predreysovym-osmotram/

strahadmin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Про страхование
Добавить комментарий